Сейчас я поделюсь с вами свои недавним озарением, что надо делать, чтобы научить детей убирать вещи на место. Для многих это, наверное, элементарно, а для меня – как всегда – через тернии к звёздам.
Но сначала – три истории о том, чего не надо делать.
История 1. Про меня
Мама моя – холерик, ей надо не только, чтобы стало чисто, но и чтобы чисто стало БЫСТРО. Поэтому она всё моё детство золотое сама наводила порядок в доме, справедливо полагая, что быстрее самой всё убрать, чем дожидаться, пока я это сделаю. Она надеялась, что живя в чистоте и порядке, я приучусь эту чистоту и порядок иметь и в собственном доме. Я же приучилась ждать, когда кто-то наведёт порядок за меня. Я бросаю вещи куда придётся – и они неделями валяются где попало. Мне очень сложно сейчас выработать простые привычки – каждый раз убирать вещи на своё место, мыть посуду сразу же после еды, регулярно протирать пыль…
История 2. Про моего мужа
Мама моего мужа приучала его к порядку так: заставляла его убирать свои вещи на место. Покричать, заругать, испугать – и вот маленький ребёнок делает то, что от него требуют. Она надеялась, что, регулярно наводя порядок, её сын привыкнет делать это самостоятельно. Он же привык убирать вещи на место только тогда, когда от него это требуют. Поэтому бросает вещи куда придётся – и они неделями валяются где попало. И мне кажется, что ему очень сложно сейчас выработать простые привычки – каждый раз убирать вещи на своё место, мыть посуду сразу же после еды, выносить мусор…
История 3. Про наших детей
Ну, мы с мужем – как? Мы же ждём, когда кто-то наведёт порядок за нас или, в крайнем случае, заставит нас это сделать. Поэтому дома у нас постоянный бардак. И детей своих мы растим так же, как нас растили – я часто по-быстрому делаю всё за них, а муж – грозным голосом призывает их к порядку. Чаще же мы НИЧЕГО не делаем. С тайной надеждой, что если дети будут видеть постоянный бардак и непорядок, то у них в качестве протеста разовьётся тяга к порядку и чистоте. Не знаю, как будет у них во взрослой жизни, но пока что они спокойно перешагивают через горы игрушек на полу, равнодушно оставляют грязные тарелки на столе, бросают одежду прямо на пороге…
Итак, для того, чтобы научить детей убирать вещи на место, нужно следовать трём простым пунктам:
1. Привычку наводить порядок нужно формировать (т.е. нужно прикладывать силы, чтобы она у детей появилась).
2. Нужно делать не вместо, а ВМЕСТЕ (пусть это долго и не так качественно, как получается у взрослых, зато в перспективе это войдёт у ребёнка в привычку)
3. Чтобы ребёнок согласился наводить порядок вместе с вами, его надо попросить или уговорить, а после – поблагодарить (да, да, позитивное подкрепление – фореве!)