После книги Калшеда “Внутренний мир травмы»”, в любом произведении легко увидеть невинную отгороженную часть психики и злобно-заботливую охраняющую.
Вот, например, «Пер Гюнт».
В произведении детально рассказывается о том, как случается травма – вспомните эпизод, когда Пер попадает к троллям. Это прямо метафора рождения. Пер Гюнт (как и любой новорожденный) хочет любви и принятия от окружающих, но при этом мечтает оставаться самим собой. Однако люди, от которых он ждет любви, готовы принимать его с оговоркой – они требуют в ответ, чтобы Пер Гюнт (ребенок) отвечал их условиям, отказался от самого себя и стал таким, каким его хотят видеть другие. Естественно, для Пера (ребенка) это невыносимо. В поэме главный герой сбегает. В психике та часть, которая является сутью, сердцевиной, «сама собой» человека, тоже отправляется в изгнание. И в дальнейшем сложно восстановить связь с этой частью (в поэме ее олицетворяет Сольвейг), потому что внутренние демоны (Женщина в Зеленом) не дают к ней пробиться.
Вся жизнь человека разворачивается таким образом, что он стремится соответствовать ожиданиям окружающих, приспосабливаться к внешним условиям, хотя ему самому уже кажется, что он сам такой и есть.
Можно сказать, что Пуговичник, с которым Пер Гюнт встречается в старости – это психотерапевт, который задает клиенту вопросы о смысле жизни. В поэме происходит то же самое, что в психотерапии: сначала клиент осознает, что до сих пор жил, не являясь самим собой. Потом (финал поэмы – короткая встреча Пер Гюнта с Сольвейг) человек обнаруживает, что в нем все-таки сохранилась часть, которая является его сутью.
Поэма Ибсена на этом и заканчивается. А вот в психотерапии – все только начинается :). Клиенту предстоит бороться с внутренними демонами, чтобы освободить свою суть и воссоединиться с ней.