Когда клиент ощущает смутное (или явное) недовольство психотерапией и решается обсуждать эту тему со своим психотерапевтом, иногда он слышит в ответ: «Да это, батенька, у вас сопротивление». И клиент, если он хороший клиент, тут же чувствует себя виноватым, что не движется в желанном направлении, и взваливает на себя всю ответственность за свое неудовлетворение процессом психотерапии.
Однако на эффективность психотерапии влияют как минимум три фактора:
1. Взаимоотношения между клиентом и терапевтом (это вклад каждой стороны – насколько клиент готов доверять и насколько терапевт подходит именно этому клиенту. Знаете, бывает иногда – два прекрасных, но совершенно разных человека оказываются в ситуации лебедя и рака из басни и тянут повозку психотерапии в разные стороны – другими словами, не сработались)
2. Личность клиента (то есть его сопротивление терапии)
3. Личность терапевта (то есть его «проработанность», интуиция и знания, короче – профессионализм)
Первый пункт прекрасно озвучила психолог Наталья Толстая вот здесь: «Человек иногда приходит, и ты видишь, что он совсем не твой. Ты видишь, что не ты специалист, и легко находишь кого-то другого взамен. Если человек вызывает у меня антипатию, своей подачей материала, своей философией, своим отношением к жизни, может быть, на него есть другой специалист, которому эта философия более близка, и мне проще отдать его другому специалисту. Я просто скажу, что – «эта Ваша проблема, Иван Иваныч, решит ее лучше».
Да отношения клиента и терапевта – это магия, алхимия. С камими-то людьми мы совпадаем, с какими-то нет. Помните, что любые, самые эффективные психологические техники не заменят принятия, тепла, взаимопонимания. Насколько вы с вашим терапевтом близки? Насколько вы можете доверять ему?
По поводу второго пункта: у меня, как клиента, периодически это самое сопротивление возникает. Но при этом к моей удовлетворенности терапией оно не имеет никакого отношения. Моя подруга рассказывала, что однажды сильный инсайт вызвал в ней такую бурю эмоций, что захотелось бросить терапию. Существует взаимосвязь: сопротивление у клиента возникает в тот момент, когда он начинает куда-то двигаться. А если вы чувствуете, что сдвигов нет, что постепенно накапливается недовольство терапией – тогда, может быть, это и не сопротивление вовсе, а
пункт третий: некачественная работа вашего терапевта? Я не буду говорить о непрофессионализме некоторых людей, которые называют себя психологами. Дилетантов полно в любом деле.
И если ваш терапевт убеждает вас, что у вас сопротивление, вспомните, что психологов специально учат работать с сопротивлением клиента. И спросите его: «А что ВЫ делаете такого, что я начинаю сопротивляться?» Или предложите ему: «Хорошо, давайте тогда работать с моим сопротивлением!»
А если терапевт продолжает вас ругать, обвинять и заставляет брать ВСЮ ответственность за ход терапии, тогда подумайте – а зачем вам нужен такой обвиняющий и ругающий терапевт? Разве вокруг вас недостаточно людей, которые делают это бесплатно?